«Чтобы писать о городе, нужно погружаться в него»: интервью с поэтом о Кемерове

«Чтобы писать о городе, нужно погружаться в него»: интервью с поэтом о Кемерове
«Чтобы писать о городе, нужно погружаться в него»: интервью с поэтом о Кемерове
«Чтобы писать о городе, нужно погружаться в него»: интервью с поэтом о Кемерове
«Чтобы писать о городе, нужно погружаться в него»: интервью с поэтом о Кемерове
«Чтобы писать о городе, нужно погружаться в него»: интервью с поэтом о Кемерове
«Чтобы писать о городе, нужно погружаться в него»: интервью с поэтом о Кемерове
«Чтобы писать о городе, нужно погружаться в него»: интервью с поэтом о Кемерове
«Чтобы писать о городе, нужно погружаться в него»: интервью с поэтом о Кемерове
Фото: img.vashgorod.ru

ВашГород.ру поговорил с  кемеровским поэтом Константином Стафиевским.

У  творческих людей особый взгляд на  вещи и  пространство, поэтому мы  узнали, как поэт ощущает город и  как  бы он  изменил его к  лучшему. В  финале материала  — свежее стихотворение о  городе.

Улица Лесная  — Пионерский бульвар

Я  живу всю жизнь в  Кемерове, родился тоже здесь.

Первые воспоминания  — зима, снег, большие сугробы. Мы  тогда жили на  Пионерском бульваре, у  бабушки. Помню, родители на  санки посадят, ноги в  валенки воткнут и  едем. Мне было скучно, надо было себя чем-то занять, поэтому я  выкидывал руку в  варежке с  санок и  чертил на  сугробах дорожку.

Этот бульвар остался моим любимым местом.

Кстати, раньше  — мне бабушка ещё рассказывала  — это была улица Лесная. Там постоянно елки, такой запах… Помню, в  детстве там были ларьки по  обе стороны бульвара, их  много появилось в  90-е. Потом все убрали.

Раньше на  этом бульваре не  было плитки, там были огромные плиты, как на  бульваре Строителей. Помню, потому что неудобно было на  велике гонять.

Про центр города мне сказать особо нечего  — здесь постоянно меняются магазины и  кафешки, но  суть всё та  же. Из  улиц больше всего Весеннюю люблю и  драмтеатр, часто бываю здесь. Почему  — не  знаю. Я  просто иду пешком от  швейки и  дохожу сюда через площадь Волкова.

Места силы

Есть места с  особой энергетикой для меня, это как раз Пионерский бульвар. Я  знаю, до  куда нужно пройти, в  этом месте меня начинает колбасить, я  там творю. Это какая то  воронка. Вроде  бы вокруг всё то  же  самое, но  внутри появляется особое ощущение.

Сейчас это место изменилось  — много друзей оттуда уехали, квартиру продали бабушкину. Но  эти дворы всё равно совсем такие  же, атмосфера тех времен, как в  80-х.

И  это ощущение долго было, я  в  этом вырос, поэтому здесь будто в  машину времени попадаешь. Как в  кино, когда старые декорации находят, чтобы передать дух времени.

Вот кстати, «Клумба спэйс»  — еще одно из  полюбившихся мест. Ребята молодцы, смогли из  какого-то двора, из  старого  ДК сделать такую территорию. Там такая атмосфера классная, особенно летом.

«Кое-что  бы изменил»

Для меня город  — это отчасти испытание: не  всегда всё удается, не  всегда комфортно. Поэтому много я  бы  кое-что здесь изменил.

Начал  бы с  названия улиц  — убрал  бы советскую идеологию. Опять  же — Лесная стала Пионерским бульваром. Каким-то чудом есть Весенняя улица. Вся поэзия ушла с  улиц, когда началась вот эта пропаганда советского режима, когда улицы стали называть в  честь вождей.

Город должен быть искусством. Не  нужно одинаковых монотонных коробок  — можно  же творчески дома строить. Хотя вот сейчас они стали разнообразнее в  плане формы и  цвета. Важно, чтобы было и  креативно, и  удобно. У  нас всё как-то монотонно, типовые застройки  — не  всегда хорошо. В  других городах стоят арт-объекты, расписывают фасады зданий. На  Дзержинского у  нас есть, да, но  это редкость, а  не  правило.

Из  повседневных вещей  — конечно, нужно отремонтировать дороги и  тротуары, сделать перила там, где их  нет, обустроить пандусы

Мало памятников деятелям искусства, не  обязательно даже поэтам, сейчас есть Пушкин и  всё, кажется… Не  хватает и  арт-объектов, пару лет назад космонавта с  набережной убрали  — это был пример городского творчества.

Первый стих

Официально считаю первым стих, который написал в  школе. Тогда нам задали написать сочинение про природу. Я  сидел, мучился, не  получалось, потом строчку написал, потом ещё одну и  получилась рифма. Потом дальше  — одно цеплялось за  другое, написал пару четверостиший. Причём внутри как-то неловко было  — надо  же сочинение писать, а  не  стихи. Думал, заставят переделывать, но  вышло наоборот  — за  оригинальность поставили хорошую отметку.

Дальше уже не  было заданных тем, я  сам. Потом была первая публикация в  областной газете «Свежий ветер». Я  не  рассчитывал на  это, тогда просто все письма отправляли. Ждал долго, даже забыл, а  потом смотрю  — на  первой полосе прямо, и  я  на фото с  арбузом. Арбузы, кстати, раньше слаще были. Да  что говорить  — в  детстве всё было чуть-чуть лучше.

«Купился на  слово «литература»

Когда я  был подростком, я  вообще не  думал, что поступлю в  КемГУ, в  это огромное здание. Я  шёл и  думал  — ну  кто-то  же там учится, как они это делают, это реально вообще? А  класса с  8-го я  выбрал филологическое направление и  стремился туда.

Ещё я  с  детства ходил в  литературную студию, поэтому меня там тоже подначивали  — поступай на  филфак, в  студии мы  читали стихотворения, разбирали их, обсуждали, кто что принёс.

Лучшие работы посылали на  областной конкурс, потом публикации в  журнале при союзе писателей, например, «Огни Кузбасса», я  там ещё со  школы публиковался.

Так вот. Пришёл я  поступать, планировал на  журналистику. Пришёл в  комиссию, там мне дали карточки, сказали, как всё оформлять. Надо было написать выходные данные своих материалов и  наклеить на  лист с  публикацией. Я  подумал  — не  буду  же я  журнал портить, для меня это преступление, тем более  — просто для комиссии. И  я  отказался.

Тогда в  комиссии мне посоветовали идти на  филологию  — я  купился на  слово «литература». И  поступил.

В  универе было круто, особенно первый семестр, хотя никто ничего не  понимал, голова была пустая. Я  приходил на  лекции, слышал слово «языкознание» и  писал, хотя ничего не  понимал. Брал, все что давали, как мог. Много что я  сразу выкидывал из  головы, не  понимал, зачем это надо. Думал  — я  же  за литературой пришёл, зачем мне углубленно фонетику изучать.

Поэзия для поэтов

Творчество зависит от  возраста и  восприятия возраста. В  детстве просто пришёл в  кружок и  всё. А  сейчас по  сути оно мало кому нужно, кроме самих творцов. Понятно, что тот, кто пишет, сначала делает это для друзей, потом круг расширяется, но  в  основном всё остаётся на  уровне малого круга лиц.

Поэзия для поэтов, другим это не  нужно.

Приходишь читать и  видишь, что весь зал  — те  же  люди, которые творят. А  в  других городах привлекают незаинтересованную публику, не  из  этого круга. Этого не  хватает. Зато сейчас есть фестиваль «Детализация»  — он  подвижный, там реально люди идут, останавливаются и  слушают. Творить надо и  для себя, и  для других.

В  20 лет впервые принял участие в  состязании молодых поэтов, который проводила творческая мастерская «Аз». Считаю это время точкой отсчёта, когда я  начал писать по-настоящему. С  того  же самого времени начал посещать занятия мастерской «Аз». Это волшебное время поиска себя, открытие смыслов и  новых образов, которые совершенно «выламывали» тебя как поэта из  плоскости стандартов, поэтической традиции и  «неживых» образных категорий в  нечто совершенно иное вселенско-поэтическое пространство.

Сейчас работаю методистом в  «Юных дарованиях Кузбасса» и  занимаюсь редакторско-издательской деятельностью.

Город в  стихах

Важен  ли город в  творчестве? Да. В  стихах у  меня совмещаются два плана: город как пространство и  город как люди. Оба они и  есть состояние души.

Настоящий  ли он? Наш преподаватель в  университете, Леонид Фуксон, говорил, что если в  книге есть упоминание реального города, то  в  оно уже является частью вымысла художественного произведения.

В  детстве у  меня было полно стихов, которые я  посвящал всему подряд, но  это нужно было для тренировки.

Среди моих стихотворений есть текст, посвящённый общаге на  Красноармейской, я  там месяцок прожил. Весело было  — общий туалет, алкаши, пёстрая публика. Чтобы творить, надо запираться в  месте, где даже не  всегда приятно. Разумеется, это не  значит, что всегда нужно ходить в  такие маргинальные места. Чтобы творить о  городе честно и  по-настоящему, нужно максимально погружаться в  эту среду обитания, физически.

Я  не  люблю конкретные названия улиц и  мест. Но  нельзя представить стихи без города.

Вот если я  живу в  Питере и  не  пишу о  нём  — это странно. Так  же и  здесь  — я  говорю о  местах в  Кемерове, но  без названий.

***

После нашего интервью Константин написал стихотворение, в  котором всё-таки фигурирует название. Публикуем это произведение:

«Вверх по  Искитимскому под утро,
Когда пахнет свежим и  манящим.
Облака  — рассыпанная пудра.
В  кронах ветер с  листьями хрустящий.

Первый из  депо вагон трамвая,
Снова на  маршрут по  скользким рельсам.
Стройка продолжается и  сваи
Держат небо. Город  — бьётся сердце.

Артерия моста потоком жизни
С  берега того бежит на  этот.
И  рассвет лучами солнца брызнет
сквозь трубу завода.
Скоро лето».

Читайте также:

«Кировский  — это не  клеймо»: добрый рассказ о  самом загадочном районе Кемерова

Автор: Полина Лазарева Источник: ВашГород.ру Источник фото: ВашГород.ру
 
По теме
    Военные комиссариаты Кузбасса, а также областной пункт отбора продолжают работу по заключению контрактов с жителями нашего региона.
«ШОК», ЗНАЧИТ, БУДЕТ ТАК! - Газета Таштагольский Курьер   В честь тюркского нового года «Чыл Пажы» национальные обряды проведены на склоне горы Зелёной 22 марта.
Газета Таштагольский Курьер
Стенд детский сад 169 1.jpg - КемГМУ Команда студентов лечебного факультета КемГМУ Минздрава России «НетПаразитам» проводит санитарно-просветительские беседы в образовательных учреждениях Кузбасса по мерам профилактики против паразитозов.
КемГМУ
Медицинская экспертиза, проведённая в рамках расследования уголовного дела, выявила у 33-летнего жителя Мариинска синдром зависимости от каннабиноидов 1-й стадии, а также синдром зависимости от алкоголя 2-й стадии.
Мариинский городской суд