В. Третьяков: "Журналист - это статусный сплетник"

13 января - День российской печати.

  Известный российский журналист, политолог Виталий Товиевич Третьяков  родился 2 января 1953 года. Он - автор и ведущий телепрограммы «Что делать? Философские беседы» на телеканале «Культура» (с 2001 года  по настоящее время); декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В.  Ломоносова (с 2008 года  по настоящее время); генеральный директор-главный редактор «Независимой издательской группы „НИГ“» (с 2001 по 2013 годы); главный редактор журнала «Политический класс» (с 2005 по 2009 годы); генеральный директор Фонда содействия развитию образования в области журналистики «Медиалогия» (с 2008 года  по настоящее время). Сейчас он также и профессор кафедры социологии и гуманитарной культуры Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Московский инженерно-физический институт).  В телепрограмме «Точка зрения» Виталий Товиевич рассуждает о сложностях журналистской профессии, статусных сплетнях, объективной информации и о том, существуют  ли вообще в природе независимые СМИ. — Виталий Товиевич, наш профессиональный праздник перенесли с 5 мая на 13 января и назвали День российской печати. Но многие из старшего поколения журналистов к новой дате так и не привыкли. Была  ли необходимость учреждать именно День российской печати? Или это революционное желание — все сломать и построить новое? — Я, конечно, отмечаю 5 мая, День советской печати — праздник, связанный, как известно, с выходом первого номера газеты "Правда". Новый — День российской печати уже связан с выходом газеты "Ведомости".
Скорее всего, в введении этого праздника особой нужды не было. Как вы правильно сказали, был период, когда пытались отменить все советское. Но до сих пор все хорошее, связанное с СССР, не могут отменить, потому что на основе его материальной базы живет до сих пор наша страна. Сегодня нет реформаторского настоящего, больше разговоров, связанных с реформами, чем реформ. А отменить праздники, субботники, кстати, которые странным образом возвращаются под теми  же названиями, легче всего. Люди с жизненным и профессиональным опытом все-таки спокойнее относятся к отмене табличек, замене портретов, все это видели… — Тогда считалось, что это революционное решение — изменить праздник прессы, говорили, как это важно, и как мы теперь "возвращаемся к истокам". Я нашла замечательную фразу, оказывается, Петр  I  рассматривал газету "Ведомости" "как важное средство борьбы за проведение реформ и утверждение могущества Российской империи". Как вы считаете, эта важнейшая задача создания новых СМИ выполнена? — Конечно, развитие человеческой истории, цивилизации и технологий может сказываться на проявлении профессиональных навыков, качеств, да вообще нашей профессии. В конце концов, ручек даже таких при Петре не было. Но я глубоко убежден и это говорю студентам, и в моем учебнике журналистики написано, что суть журналистской профессии не меняется. Содержательно журналистика — это есть нечто… — Нечто вневременное? — Да. Фактически с появлением первых газет — это XVI век, примерно, считается. — 1703 год.
— Это в России. В Западной Европе несколько раньше. Если  бы журналистика изменилась от того, что появились компьютеры и интернет, то она  бы исчезла, потому что остается то, что необходимо обществу на исторически длительном этапе развития.
Суть журналистики, помимо всего прочего, ее генетическая первородная функция — информировать общество и разные его слои о самых важных событиях. Что происходит там, где люди присутствуют, а главным образом, где они отсутствуют на расстоянии физическом или географическом.
И вот в этом смысле появление Cети, интернета, или так называемой сетевой журналистики ничего не меняет. Я сторонник честного подхода. Честный — это значит, не нужно говорить, что наша профессия — лучшая в мире, и все журналисты честные, а все политики — мерзавцы и подлецы.
Я знаю среди политиков многих честных людей и немало мерзавцев среди журналистов. Но я никогда не говорил, что журналистика — это вторая древнейшая профессия, поскольку это вообще неправда. Просто хронологически так не может быть.
Суть нашей профессии остается та  же самая — это собственно информация. То, что случилось, передается с тем или иным искажением, с теми или иными комментариями и иногда очень сильными. — Вот-вот, часто комментарии затмевают само событие…
— Да, иногда очень сильными искажениями, тенденциозными комментариями. Но механизм-то передается кругу заинтересованных людей или даже еще шире. Я студентам первокурсникам всегда задаю вопрос: "Вы знаете, как в жизни называют таких людей, которые работают бесплатно, не требуют себе званий "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", не требуют орденов за то, что они добывают информацию, гонораров не требуют и даже паршивых удостоверений. Как они называются?". С первого раза никто не отвечает. Это сплетник называется. — Я хотела сказать блогер. — Это новое название подходит. Технология работы сплетника и технология работы журналиста абсолютно та  же самая, другое дело, что журналист — это такой общественный статусный сплетник.
И обычные сплетники бывают очень профессиональные, добросовестные, а то, что они раньше других все узнают — это уже некая доблесть. Но к сплетникам мы априори относимся с недоверием. И даже само слово "сплетник" — несет негативную интонацию, подразумевается нехороший человек, хотя, повторю, все пользуются его услугами.
А журналист априори позитивная коннотация, у него есть общественный статус защитника и выразителя интересов общества. Другое дело, насколько отдельно взятые журналисты средств массовой информации соответствуют этим ожиданиям… — Поясните, пожалуйста, что такое "интересы общества"?
— Да-да, не выдают  ли они за интересы общества свои собственные интересы. — Свое собственное видение и понимание ситуации…
— Или просто интересы хозяина своей корпорации. И пусть журналисту это не очень хочется, но деньги платят, и вынуждены. И практически в любом государстве средствам массовой информации, при том, что все их ругают, все равно общество доверяет по опросам больше, чем правительству, а часто и президенту, и даже парламенту.
Вот этот высокий общественный статус и выносит журналистику в центр общественного внимания и очень высоких общественных ожиданий. — Задам вам каверзный вопрос. Я тоже считаю, что задача журналистики — информирование общественности. Вопрос в том, как мы информируем. Я очень сомневаюсь, что вообще существует объективная информация. Потому что у каждого своя планета, свой язык. И каждый видит по-разному даже одну и ту  же вещь.
— Я с вами согласен. Одно время я много принимал участия в спорах о том, может  ли журналистика быть объективной и независимой. Я помню, когда я газету одну назвал "Независимая газета", сколько остряков якобы профессионалов появилось… — Да, для вас это знакомая тема. — Не может быть абсолютно независимой журналистики, даже люди редко бывают абсолютно независимыми. Хорошая журналистика — максимально приближенная к объективности.
Тут тоже очень много зависит, по крайней мере, от трех вещей. От стремления к профессиональной объективности. Второе, — насколько ты внутренне не ангажирован. Если ты идейно убежденный: левый, правый, либерал, антилиберал, коммунист, антикоммунист, если у тебя четкая внутренняя убежденность существует, то ты не можешь быть объективным журналистом и аналитиком не можешь быть объективным. Все равно эта тенденциозность так или иначе прорвется. Тем более что большинство общественных событий сложны и многогранны. И третье, — это уже позиция издания, во многом зависящая от главного редактора. — А может от тех, кто финансирует издание?
— Конечно, и от владельца. Есть один нюанс: вот дается команда, (или она негласно существует): политика, как сейчас модно выражаться, такого-то нужно мочить, а другого политика нужно хвалить. И какие  бы потенциально объективные журналисты не работали, во всяком случае, по отношению к этому политику, но если они из номера в номер в своем издании читают, что этот плохой, а этот хороший, то рано или поздно…
Мы все конформисты в той или иной степени. Вся редакция идет в одну, а ты что будешь постоянно против идти? — Ситуация простая. Работаешь в той редакции, чьи взгляды руководства ты разделяешь или тебе выгодно, в конце концов, их разделять. Не нравится — ищи свою редакцию.
— На мой взгляд, по большому счету это все понимают. Другое дело, что некоторые не хотят себе в этом признаваться, а еще более гнусно, когда начинают, зная, что у самого есть грехи, тыкать пальцем в других: а вот они продажные, я вот знаю… — Так громче всех кричат, как раз такие.
— Совершенно верно. Я своих студентов предупреждаю: "Бойтесь человека, который выйдет на эту трибуну и будем вам 40 минут читать лекцию о морали, о том, как нужно быть самым честным, самым моральным журналистом". Потому что тот, кто громче других кричит о моральности, скорее всего сам не очень моральный человек. —  … Давайте перейдем к конкретным требованиям к современным журналистам. Я помню, когда я была студенткой, мы ехали в поезде в студенческий лагерь МГУ. И с нами женщина. "А кто вы, девочки?", — спросила. "Мы — студентки факультета журналистики МГУ". "А я — из Горловки. Вы знаете, где находится Горловка?". Говорю: "Не знаю, где находится Горловка". Она удивляется: "Вы — журналисты и не знаете, где находится Горловка?". Свое смущение помню до сих пор, и для меня самое главное было тогда знать, где находится Горловка. У людей да и у нас была вера в то, что журналисты должны все знать.  Виталий Товиевич, вы признанный мастер журналистики, уважаемый педагог, какие главные критерии современного журналиста вы хотите донести до ваших студентов?
— Главного много, профессия-то простая, но очень, очень важная. Глобально важная, поэтому одним главным не ограничишься.
У меня есть совершенно точные формулировки. Конечно  же, журналист — это дилетант. Но, во-первых, не нужно путать дилетантизм с невежеством. А во-вторых, журналист — просвещенный дилетант. Вот есть просто дилетанты, есть невежды, — они вне профессии.
А журналист — это просвещенный дилетант. Чем просвещенный дилетант отличается от невежды или от просто дилетанта? Первое, он знает границу своего знания. Он знает, где находится Москва, Санкт-Петербург, но не знает, к примеру, где Горловка, и поэтому о Горловке я рассуждать сам не буду, потому что не знаю, где она находится.
Второе качество просвещенного дилетанта — он знает, где найти то, что он не знает. Он ищет, берет справочник, карту, находит Горловку на карте, покупает билет и едет в эту Горловку. А до того он не рассуждает о Горловке, но он делает этот второй шаг.
И третье, он предупреждает читателя, зрителя, слушателя, о том, чьим мнением он апеллирует. Объясню: в одном материале своих знаний часто не хватает, поэтому журналист предупреждает, где идут знания точные общечеловеческие, в которых он уверен. Дальше предупреждает, где идет субъективное мнение известного эксперта, но это мнение этого конкретного человека, а не вообще. И третье, он предупреждает, а вот здесь начинается гипотеза, гадания, версии, сценарии, прогнозы.
Вот что такое просвещенный дилетант. Нужно этими тремя правилами руководствоваться, и ты будешь на голову выше других. Твои тексты будут читать просто потому, что в них находишь новую точную информацию, и никогда тебя не обманывают. Версии не подсовывают в виде правды, а тем более истины.
— Я с вами совершенно согласна, самое главное — найди то, напиши то, о чем другие не написали.

— Именно так. Может, мы вместе с вами мой учебник писали? Одно из правил: делай то, что не рискуют делать другие.

— И не бойся делать ошибок…
— Относительно ошибок есть отдельные правила. Просто журналисту сказать: не бойся ошибок. Он  же не хирург. Да? Но журналист может так ошибиться… Я это знаю на собственном примере, на примере "Независимой газеты". Я много публиковал материалов по межнациональным проблемам. Я жалею о том, что некоторые тексты публиковал не потому, что тогда я был "за" свободу печати, а сейчас "против" свободы печати. Я просто видел, как этот текст, где, может быть, были правильные вещи сказаны, вызывал цепочку возрастания взаимной ненависти, недоверия.
Есть правда, о которой действительно нужно умолчать. Поэтому журналисту сказать: "Человек имеет право на ошибку" будет неправильно. Это пусть в своей личной жизни ошибается. Профессионал он тем и отличается от непрофессионала, что он старается не делать ошибок, а уж тем более не делать роковых ошибок. Не для себя лично, а в той сфере, которая является предметом его профессии. А предмет профессии журналиста — это общество, мир.
Источник:   pravda.ru
 
По теме
210 лет со дня рождения Эдгара По - КузПресс.Ru 210 лет со дня рождения знаменитого писателя (Edgar Allan Poe; 19 января 1809 года, Бостон, США — 7 октября 1849 года, Балтимор, США).
19.01.2019
 
Сова взялась за редактирование - КузПресс.Ru Гость портала КузПресс Сова во-зле Олим - о поэзии на портале и рядом с ним: "Как-то редактор городского альманаха Василий Александрович Галактионов обратился ко мне: «У вас на сайте КузПресс есть такой автор Дихлофос?
19.01.2019
Доброе творчество - КузПресс.Ru Автор кукол - Елена Казанкова (г. Омск). По образованию - модельер-конструктор одежды.
19.01.2019
Мнение эксперта: «Культурный центр в Кемерове — это звонкая пощёчина Новокузнецку» - VashGorod.Ru На прошлой неделе губернатор Кемеровской области встретился с президентом Владимиром Путиным и показал ему, как будет выглядеть будущий «культурно-образовательный кластер» Кузбасса.
19.01.2019
 
 
 
НСО - ГУ МВД Кемеровской области В Кемерове в рамках областной акции «Не дай себя обмануть!» участковые уполномоченные полиции совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних провели разъяснительные беседы с горожанами о том, как не стать жертвами мошенников.
19.01.2019 ГУ МВД Кемеровской области
18 января – ГОРОДОК . ЧП произошло в четверг, 17 января. На Ново-Кемеровском ТЭЦ произошел несчастный случай, в результате которого погиб рабочий.
18.01.2019 Городок
Сова взялась за редактирование - КузПресс.Ru Гость портала КузПресс Сова во-зле Олим - о поэзии на портале и рядом с ним: "Как-то редактор городского альманаха Василий Александрович Галактионов обратился ко мне: «У вас на сайте КузПресс есть такой автор Дихлофос?
19.01.2019 КузПресс.Ru
Доброе творчество - КузПресс.Ru Автор кукол - Елена Казанкова (г. Омск). По образованию - модельер-конструктор одежды.
19.01.2019 КузПресс.Ru
210 лет со дня рождения Эдгара По - КузПресс.Ru 210 лет со дня рождения знаменитого писателя (Edgar Allan Poe; 19 января 1809 года, Бостон, США — 7 октября 1849 года, Балтимор, США).
19.01.2019 КузПресс.Ru
Сумасшедший настрой - Nk-Tv «Нефтяник» — «Металлург» — 4:5 (1:2, 1:2, 2:1) Голы: Поляков (Балдаев, Барбашев), 09.26 (0:1).
19.01.2019 Nk-Tv
Видео - ТВН «300 лет Кузбассу. Первые 100 дней» - с таким названием сегодня в Кемерове прошла отчетная конференция с участием Губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева.
18.01.2019 ТВН
Депутат предложила отключать малоимущим свет по ночам. Депутат Читинской городской думы Екатерина Борисова выступила со своим предложением по борьбе с кражами электричества.
19.01.2019 Chastnik-M.Ru
О большегрузах, перевозящих уголь по сельским и городским дорогам, разбивая асфальтовое покрытие «в хлам», наше издание писало и делало сюжеты не один год!
19.01.2019 Nk-Tv